двигатели V8
- rencom
- ГУРУ
- Сообщения: 7032
- Зарегистрирован: 17 сен 2004, 10:56
- Модель: ГАЗ-66-01
- Откуда: Н Тагил
- Благодарил (а): 17 раз
- Поблагодарили: 20 раз
двигатели V8
История ГАЗоновских восьмерок V8
После войны было принято решение по строительству специализированного моторного завода в г.Заволжье с целью разработки моторов новых конструкций и увеличения объемов их производства. Отсюда все двигатели на алюминиевых блоках Заволжские (ЗМЗ) созданные совместно с ГАЗ. Схема V8 дает возможность сильнее раскрутить мотор по оборотам, чем V6 и Р6 равного объема за счет меньшей массы шатунно-поршневой группы снижаются силы инерции возвратно-поступательно движущихся деталей.
Длинная история семейства газовских V8(наиболее прославленный и известный носитель которых легендарный ГАЗ-66) начинается с ЗМЗ-13 — 195 сильный 5,53 литровый V8, который спроектирован для ГАЗ-13 ЧАЙКА в конце 50-х и запущен в серию 59г. Эта конструкция Заволжского завода при участии специалистов ГАЗа стала прогрессивной для всего мирового автомобилестроения тех лет своей "полностью" алюминиевой конструкцией — и блок цилиндров, и головки, и поршни, и впускной коллектор выполнили из алюминиевого сплава. Редчайшее для того времени техническое решение — в Америке первые алюминиевые моторы появились чуть позже – в начале 60-х годов. После выпуска 2 тысяч моторов(№2000) была произведена модернизация:
— другой более жесткий блок;
— другое колено;
— карбюратор К-114 вместо К-113;
— новый жидкостный насос;
— двухсекционный маслонасос раздельной системой смазки;
— понизилась токсичность выхлопа и стала возможна заправка бензином с октановым числом не менее 92(рекомендуется 95-98) ранее можно было и 76 этилированный лить.
Вскоре появляется дефорсированный 140сильный вариант 13-го мотора спец. назначения для боевых машин(наиболее известный носитель БРДМ-2), а также грузовиков-самосвалов ГАЗа и др.спецтехники. Эта модернизированная версия получает собственный индекс 41. Масса мотора 271кг, основные отличия:
пониженная степень сжатия с 8,5 до 6,7 для работы на низкооктановых сортах топлива, отсечка "верхней" тысячи оборотов ограничителем и картер для полноценного маховика с сухим сцеплением вместо гидротрансформатора автомата, 2х камерный карбюратор К-126М.
Примечание: Впоследствии появляются несколько вариантов для догонялок аналогичных базовому 13-му движку: ЗМЗ-23 для Волги ГАЗ-23(62-70г.в) ЗМЗ-2424 для Волги ГАЗ-2424(70-87г.в) и др. подобные… И все это 13-серия.
В начале 60-х годов на основе 13-ой серии ЗМЗ создает версии с уменьшенными рабочим объемом и мощностью до 4,25литра и 115л.с. соответственно. Так родилась 53-серия, которую объединят с 66-ой: ЗМЗ-53а, 53-11, 53-12, 66ххх и тд… Первый мотор ЗМЗ 53-66 серии выпущен в 64г. И им сразу же начинают комплектовать грузовики ГАЗ-66, первый из которых сходит с конвейера в июле 64г, а также переводить на эти моторы уже выпускающуюся 53 модель. В отличии от 13-серии диаметр поршня уменьшен со 100 до 92мм, а ход с 88 до 80мм — что привело к значительному уменьшению объема цилиндров. Кроме того у 53-серии поршневые пальцы стали 25мм, против усиленных 28мм 13-серии и свои оригинальные шатуны. Но несмотря на то, что у 13 и 53 серий разные блоки, головки, ЦПГ — тем не менее взаимозаменяемость и унификация довольно высоки.
В середине 70-х двиг 53-серии был модернизирован для парной установки на новый БТР-70. Эта 120-сильная спецверсия получает индекс 4905, имеет схожие технические характеристики и массу в 272кг.
Примечание: 53-66-серии в течении серийного выпуска постоянно модернизируются вплоть до крупной модернизации ставшей 500-серией. Например в 80-х вместо двухуровневого коллектора применяют иную систему впуска с одноуровневым коллектором и головками с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами — это увеличило турбулентность потока рабочей смеси, что повысило экономичность без потерь показателей момента и мощности. За счет лучшего перемешивания горючей смеси в рабочую стало возможным сдвинуть детонационный порог на топливе аналогичного ОЧ достигнув лучшей топливной эффективности. Позже система смазки становится полнопоточной, с впускного одноуровневого коллектора уходит центрифуга и появляется фильтр со сменным элементом.
Примерно когда появляется 4905 (середина 70-х) проводится модернизация 13-серии с целью установки на новый автомобиль ГАЗ-14(77-89гг). Его двигатель 14-серии ЗМЗ-14 остается в основе тем же самым, но с возросшей до 220лс мощностью, пониженной шумностью работы и уровнем вибраций за счет:
— гидрокомпенсаторов теплового зазора клапанов;
— коленчатого вала с демпфером колебаний;
— изменения фаз газораспределения;
— новых впускного (под два 4-х камерных карбюратора К-114) и выпускного коллекторов;
— введения системы питания с двумя карбюраторами;
— электронной системой зажигания;
— упростили и систему смазки — более современная полнопоточная с односекционным маслонасосом и фильтром со сменным рабочим элементом вместо центрифуги.
После перестройки появляется обновленная 500-серия из которой в отдельную выделяется 505я, которая устанавливалась на последние волговские догонялки — к примеру Волги ГАЗ-2434(87-93гг), ГАЗ-31013(с до 96гг).
ЗМЗ-505 представляет собой симбиоз 13 и 14 серий(причем в различных исполнениях и комбинациях) с различными доработками и новшествами. К примеру существовали одно и двух карбюраторные версии различной мощности…ЗМЗ-503, 505, 505.10… Можно сказать, что различные варианты 505 это модификации 14-го мотора.
Представители ЗМЗ 500-серии: 511(513), 523(5233, 5234)…
511 — модернизированный 115сильный ЗМЗ-53а, 53-11 грузового ГАЗ-53;
513 — модернизированный 115сильный ЗМЗ-66ххх грузового ГАЗ-66.
Их отличия — первый тн "гражданский" вариант, а второй "военный" для работы в более сложных условиях, проверенный временем экстремальной эксплуатации двигатель использующийся военными, а также для перевозки грузов в сельской местности и в других тяжелых условиях. Например 513 поддон специальной формы, чтобы не наступало масляного голодания на крутых косогорах, склонах, подъемах и спусках. Возможно экранированное исполнение элементов электрооборудования.
523 — т.н. "пазовский" вариант повышенной мощности. Для установки на ГАЗ-3307, 3308(вариант ЗМЗ-5233.10) и для ПАЗов(ЗМЗ-5234.10)
511 и 513 различаются массой в 262 и 275кг соответственно, рабочие характеристики обоих идентичны:
4,25литраж/7,6cжатие/125лс/294Ньютона/92х80поршневая.
523 увеличенный на 8мм ход поршня(92х88) за счет большего радиуса кривошипа вала при этом степень сжатия конструкторы оставили прежней(7,6). Следовательно увеличился общий литраж до 4,67л и не значительно мощность до 130 сил и 314Ньютонов соответственно при чем на тех же самых оборотах. Вес 265кг грузовой 5233 и 257кг автобусный 5234.
Были созданы и др.двигатели специального назначения, например ЗМЗ-73 — экранированный мотор для установки на гусеничные транспортеры марки ГАЗ. Или ЗМЗ-53 с 4-х камерным карбюратором развивающий 160 сил с 4,25 литров…
http://5tudent.livejournal.com/
После войны было принято решение по строительству специализированного моторного завода в г.Заволжье с целью разработки моторов новых конструкций и увеличения объемов их производства. Отсюда все двигатели на алюминиевых блоках Заволжские (ЗМЗ) созданные совместно с ГАЗ. Схема V8 дает возможность сильнее раскрутить мотор по оборотам, чем V6 и Р6 равного объема за счет меньшей массы шатунно-поршневой группы снижаются силы инерции возвратно-поступательно движущихся деталей.
Длинная история семейства газовских V8(наиболее прославленный и известный носитель которых легендарный ГАЗ-66) начинается с ЗМЗ-13 — 195 сильный 5,53 литровый V8, который спроектирован для ГАЗ-13 ЧАЙКА в конце 50-х и запущен в серию 59г. Эта конструкция Заволжского завода при участии специалистов ГАЗа стала прогрессивной для всего мирового автомобилестроения тех лет своей "полностью" алюминиевой конструкцией — и блок цилиндров, и головки, и поршни, и впускной коллектор выполнили из алюминиевого сплава. Редчайшее для того времени техническое решение — в Америке первые алюминиевые моторы появились чуть позже – в начале 60-х годов. После выпуска 2 тысяч моторов(№2000) была произведена модернизация:
— другой более жесткий блок;
— другое колено;
— карбюратор К-114 вместо К-113;
— новый жидкостный насос;
— двухсекционный маслонасос раздельной системой смазки;
— понизилась токсичность выхлопа и стала возможна заправка бензином с октановым числом не менее 92(рекомендуется 95-98) ранее можно было и 76 этилированный лить.
Вскоре появляется дефорсированный 140сильный вариант 13-го мотора спец. назначения для боевых машин(наиболее известный носитель БРДМ-2), а также грузовиков-самосвалов ГАЗа и др.спецтехники. Эта модернизированная версия получает собственный индекс 41. Масса мотора 271кг, основные отличия:
пониженная степень сжатия с 8,5 до 6,7 для работы на низкооктановых сортах топлива, отсечка "верхней" тысячи оборотов ограничителем и картер для полноценного маховика с сухим сцеплением вместо гидротрансформатора автомата, 2х камерный карбюратор К-126М.
Примечание: Впоследствии появляются несколько вариантов для догонялок аналогичных базовому 13-му движку: ЗМЗ-23 для Волги ГАЗ-23(62-70г.в) ЗМЗ-2424 для Волги ГАЗ-2424(70-87г.в) и др. подобные… И все это 13-серия.
В начале 60-х годов на основе 13-ой серии ЗМЗ создает версии с уменьшенными рабочим объемом и мощностью до 4,25литра и 115л.с. соответственно. Так родилась 53-серия, которую объединят с 66-ой: ЗМЗ-53а, 53-11, 53-12, 66ххх и тд… Первый мотор ЗМЗ 53-66 серии выпущен в 64г. И им сразу же начинают комплектовать грузовики ГАЗ-66, первый из которых сходит с конвейера в июле 64г, а также переводить на эти моторы уже выпускающуюся 53 модель. В отличии от 13-серии диаметр поршня уменьшен со 100 до 92мм, а ход с 88 до 80мм — что привело к значительному уменьшению объема цилиндров. Кроме того у 53-серии поршневые пальцы стали 25мм, против усиленных 28мм 13-серии и свои оригинальные шатуны. Но несмотря на то, что у 13 и 53 серий разные блоки, головки, ЦПГ — тем не менее взаимозаменяемость и унификация довольно высоки.
В середине 70-х двиг 53-серии был модернизирован для парной установки на новый БТР-70. Эта 120-сильная спецверсия получает индекс 4905, имеет схожие технические характеристики и массу в 272кг.
Примечание: 53-66-серии в течении серийного выпуска постоянно модернизируются вплоть до крупной модернизации ставшей 500-серией. Например в 80-х вместо двухуровневого коллектора применяют иную систему впуска с одноуровневым коллектором и головками с высокотурбулентными камерами сгорания и винтовыми впускными каналами — это увеличило турбулентность потока рабочей смеси, что повысило экономичность без потерь показателей момента и мощности. За счет лучшего перемешивания горючей смеси в рабочую стало возможным сдвинуть детонационный порог на топливе аналогичного ОЧ достигнув лучшей топливной эффективности. Позже система смазки становится полнопоточной, с впускного одноуровневого коллектора уходит центрифуга и появляется фильтр со сменным элементом.
Примерно когда появляется 4905 (середина 70-х) проводится модернизация 13-серии с целью установки на новый автомобиль ГАЗ-14(77-89гг). Его двигатель 14-серии ЗМЗ-14 остается в основе тем же самым, но с возросшей до 220лс мощностью, пониженной шумностью работы и уровнем вибраций за счет:
— гидрокомпенсаторов теплового зазора клапанов;
— коленчатого вала с демпфером колебаний;
— изменения фаз газораспределения;
— новых впускного (под два 4-х камерных карбюратора К-114) и выпускного коллекторов;
— введения системы питания с двумя карбюраторами;
— электронной системой зажигания;
— упростили и систему смазки — более современная полнопоточная с односекционным маслонасосом и фильтром со сменным рабочим элементом вместо центрифуги.
После перестройки появляется обновленная 500-серия из которой в отдельную выделяется 505я, которая устанавливалась на последние волговские догонялки — к примеру Волги ГАЗ-2434(87-93гг), ГАЗ-31013(с до 96гг).
ЗМЗ-505 представляет собой симбиоз 13 и 14 серий(причем в различных исполнениях и комбинациях) с различными доработками и новшествами. К примеру существовали одно и двух карбюраторные версии различной мощности…ЗМЗ-503, 505, 505.10… Можно сказать, что различные варианты 505 это модификации 14-го мотора.
Представители ЗМЗ 500-серии: 511(513), 523(5233, 5234)…
511 — модернизированный 115сильный ЗМЗ-53а, 53-11 грузового ГАЗ-53;
513 — модернизированный 115сильный ЗМЗ-66ххх грузового ГАЗ-66.
Их отличия — первый тн "гражданский" вариант, а второй "военный" для работы в более сложных условиях, проверенный временем экстремальной эксплуатации двигатель использующийся военными, а также для перевозки грузов в сельской местности и в других тяжелых условиях. Например 513 поддон специальной формы, чтобы не наступало масляного голодания на крутых косогорах, склонах, подъемах и спусках. Возможно экранированное исполнение элементов электрооборудования.
523 — т.н. "пазовский" вариант повышенной мощности. Для установки на ГАЗ-3307, 3308(вариант ЗМЗ-5233.10) и для ПАЗов(ЗМЗ-5234.10)
511 и 513 различаются массой в 262 и 275кг соответственно, рабочие характеристики обоих идентичны:
4,25литраж/7,6cжатие/125лс/294Ньютона/92х80поршневая.
523 увеличенный на 8мм ход поршня(92х88) за счет большего радиуса кривошипа вала при этом степень сжатия конструкторы оставили прежней(7,6). Следовательно увеличился общий литраж до 4,67л и не значительно мощность до 130 сил и 314Ньютонов соответственно при чем на тех же самых оборотах. Вес 265кг грузовой 5233 и 257кг автобусный 5234.
Были созданы и др.двигатели специального назначения, например ЗМЗ-73 — экранированный мотор для установки на гусеничные транспортеры марки ГАЗ. Или ЗМЗ-53 с 4-х камерным карбюратором развивающий 160 сил с 4,25 литров…
http://5tudent.livejournal.com/
Внедорожник может проехать через лес, если диаметр деревьев в дюймах не превышает вес внедорожника в тоннах.