модернизация системы охлаждения

Cooling system
Morcak
Пан Инженер
Сообщения: 2237
Зарегистрирован: 02 дек 2006, 21:41
Модель: ГАЗ-66-12
Откуда: Йиглава - Чехия

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Morcak »

kem писал(а):
Посоветуйте, критично ли мне будет ставить термостат на 87 гр., притом что у меня, к тому же, две тосольные печки, вторая в кунге. Или же все таки установить дополнительный электро насос для усиления циркуляции с большого круга в малый?

Не совсем понятно про насос.Скажите, какую цель вы преследуете?

Я думаю, что Станели хотел ровномернее охлаждать головки. Большой поток воды = улучшение.

Я езжу много и зимой тоже, цель моих переделок, в конечном счете, обеспечить приемлемый уровень комфорта в кабине, возможно разумный расход топлива и повысить "выживаемость"(машину люблю ремонтировать дома,а не ночью в лесу).
Цель замены термостата: повысить температуру мотора до верхней оптимальной границы, как следствие некоторое улучшение отдачи,экономия, повышение температуры воздуха отопителей.

Я согласен. Но я бы ставил 85 и ничего неменял на зиму или лето.
Термостат на 85 градусов для замены родного можно найти в магазинах ?
Будь готов !
Всегда готов !
Аватара пользователя
kem
Новообращенный
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 16 сен 2009, 19:40
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Москва

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение kem »

Я согласен. Но я бы ставил 85 и ничего неменял на зиму или лето.
Термостат на 85 градусов для замены родного можно найти в магазинах ?

Так и планируется, термостат есть, но для импортных машин, пока не нашел.
Аватара пользователя
ИЛЮХА
Специалист
Сообщения: 547
Зарегистрирован: 31 мар 2009, 22:19
Модель: ГАЗ-66-12
Откуда: Москва

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение ИЛЮХА »

kem писал(а):Если перегревом считать закипание, то Вы конечно правы, а вот если выбирать между 80 и 90 , то последнее лучше.
На всех отечественных термостатах есть надпись о температуре, найти не сложно.Если надписей никаких нет, то лучше не связываться с таким :D

Надо внимательнее посмотреть. Но если штатный газоновский термостат только на 80, то у меня на 80, потому што на коробке было написано "для ГАЗ-53, 66" и т.д., точно помню. Сначала, как купил машину, термостата не было. Температуру регулировал вручную жалюзями, поддерживал в районе 80. Потом поставил термостат, думал температура будет автоматически регулироваться. Но стало как-то сильно греться (летом). Действительно, "нервный" тепловой режим. Видимо, термостат сильно ухудшает циркуляцию по большому кругу. Чуть што, сразу к сотне лезет и выше при полностью открытых жалюзи (хотя по прибору на панели сложно понять, какая на самом деле температура: шкала нелинейная, есть отметка 80, потом без номера, потом сразу 120; вот без номера, это, как я понимаю, 100 градусов; двигатель 513, датчик температуры рядом с 8 цилиндром). В общем, на лето вынимаю термостат - температуру вручную регулирую. Так спокойнее.
Аватара пользователя
stanely steel
Новообращенный
Сообщения: 347
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 18:43
Модель: ГАЗ-66-15
Откуда: Сергиев Посад Московской обл.

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение stanely steel »

kem писал(а):Не совсем понятно про насос.Скажите, какую цель вы преследуете?


Именно эту

kem писал(а):Цель замены термостата: повысить температуру мотора до верхней оптимальной границы, как следствие некоторое улучшение отдачи,экономия, повышение температуры воздуха отопителей.


Когда гнал шиши на реконструкцию в октябре, температура окружающего воздуха была около 0 С. Так вот в кабине было весьма прохладненько и салонная печка, на мой взгляд, нагревалась недостаточно, хотя кунговая жарила вроде даже ничего.
Также, действительно считаю, что мотор не добирает мощности. На четвертой передаче, некое подобие разгона наблюдается только на прямой или немного получше с горки, развить 90 км/ч - нереально, хотя мотор в полном порядке, поменяно и отрегулировано все, что можно (кроме термостата :) ).
Плюс наше естественное неудержимое желание что то улучшить и сделать лучше, чем у всех.
С уважением, Станислав
Аватара пользователя
stanely steel
Новообращенный
Сообщения: 347
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 18:43
Модель: ГАЗ-66-15
Откуда: Сергиев Посад Московской обл.

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение stanely steel »

Morcak писал(а):Уже понял. Ты про помпу между выводом с термостата и помпой. Но я сомневаюсь что електронасос типа от газели очень бедный по сровнению с штатной помпой.

Да, правильно. А насосы есть не только газелевские :wink:

Morcak писал(а):Я думаю, что Станели хотел ровномернее охлаждать головки. Большой поток воды = улучшение.

Совершенно верно. Чем лучше циркуляция, тем эффективнее система.
Если этого добиться, произойдет двойное убийство. Это я про зайцев :) Т.е. мы решаем проблему с комфортом при том оптимизируем работу двигателя, да еще и увеличивая срок его службы.
С уважением, Станислав
Morcak
Пан Инженер
Сообщения: 2237
Зарегистрирован: 02 дек 2006, 21:41
Модель: ГАЗ-66-12
Откуда: Йиглава - Чехия

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Morcak »

Но стало как-то сильно греться (летом). Действительно, "нервный" тепловой режим. Видимо, термостат сильно ухудшает циркуляцию по большому кругу. Чуть што, сразу к сотне лезет и выше при полностью открытых жалюзи (хотя по прибору на панели сложно понять, какая на самом деле температура: шкала нелинейная, есть отметка 80, потом без номера, потом сразу 120; вот без номера, это, как я понимаю, 100 градусов; двигатель 513, датчик температуры рядом с 8 цилиндром). В общем, на лето вынимаю термостат - температуру вручную регулирую. Так спокойнее.


У тебя плохой термостат или другая неисправность. У меня летом и зимой держится температура на +80. Стрелка негуляет. Ненадо выкинуть термостат летом а искать что неработает.

У меня был родной термостат с запаянным винтом. За помощи паялной лампи и воздушного пистолета сделал регулируемым. Настроил на 85, больше неудалось. Один месяц потом катался и температура воды в радиаторе держалась в пределах 84-87 градусов. Но термостат старый и погибнул, температура гуляла с 80 до 95 градусов. Установил новый но уже неекспериментировал. Этот новый /20 летний с другой машины/ поработал 3 ткм и потом поставил с магазина который работает до сих пор. Стрелка указателья держится. Но регулировать невозможно. Надо купить на 85 и больше недумать.
Будь готов !
Всегда готов !
Павлик
Новообращенный
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 01:15
Модель: UNIMOG

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Павлик »

Старые отечественные термостаты не позволяют держать стабильную температуру ОЖ зимой из-за раннего включения и неплотного закрытия тарелки клапана, а летом могут приводить к перегреву из-за недостаточного открытия по причине маленького хода штока термоэлемента. Современные термостаты значительно совершеннее, поскольку в их термоэлементе другое вещество. Но собирая систему охлаждения с термостатом открывающемся при температуре более 80 градусов следует помнить о том, что при этом в двигателе в определенных режимах появляются зоны с температурой начала кипения ОЖ. Для того, что бы это кипение не начиналось раньше, чем режим становится действительно аварийным, в системе должно поддерживаться повышенное давление. Стандартная пробка в радиаторе такого давления не обеспечивает, предел ее срабатывания 0,1 кгс/см. Поэтому в системе с рабочей температурой более 80 градусов необходимо иметь расширительный бачек от любого современного автомобиля с пробкой рассчитанной на 0,3 кгс/см, подходящий по объему и компоновке.
Morcak
Пан Инженер
Сообщения: 2237
Зарегистрирован: 02 дек 2006, 21:41
Модель: ГАЗ-66-12
Откуда: Йиглава - Чехия

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Morcak »

Выдержит потом радиатор двигателя и отопления 3 атмосферы давления ?
Будь готов !
Всегда готов !
Павлик
Новообращенный
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 01:15
Модель: UNIMOG

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Павлик »

Не 3, а 0,3. Исправный радиатор выдержит намного большее давление.
С пределами давления срабатывания клапана я немного запамятовал. Стандартный клапан в радиаторе срабатывает после 0,4 кгс/см, а в системе с высокой температурой необходимо иметь клапан срабатывающий при 1,3 кгс/см.
Последний раз редактировалось Павлик 19 дек 2010, 14:16, всего редактировалось 1 раз.
Morcak
Пан Инженер
Сообщения: 2237
Зарегистрирован: 02 дек 2006, 21:41
Модель: ГАЗ-66-12
Откуда: Йиглава - Чехия

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Morcak »

Попутал с лехковушкой. У ней открывается на 1атм а у шишиги 0,5 атм. Если поставить другую прбку будет давление 1,5 атм.
И если кипитит вода при +120 потом +5 градусов на термостате на систему по моему невлияет.
Будь готов !
Всегда готов !
Павлик
Новообращенный
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 01 окт 2010, 01:15
Модель: UNIMOG

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Павлик »

5 градусов попросту на погрешности уйти могут. Если говорить с такой точностью о определении оптимального порога начала открытия клапана, то нужно как минимум провести испытания нескольких термостатов на нескольких двигателях, для выяснения действительного точного порога начала открытия. В реальности разницы в термостатах на 82, 85 или 87 градусов можно просто не увидеть. Тем более если ориентироваться от показаний штатных приборов.
Перепутал ты кстати не с легковушкой, а с современной высокоэффективной системой охлаждения. Принципиально лишь деление по рабочей температуре и соответствующему ей давлению в системе. А легковая или грузовая эта система значения не имеет.

Посмотрел, кстати, данные по теплопередаче и выяснил, что современный Газелевский радиатор ШААЗ, изготовленный по технологии Cuprobase, скидывает в атмосферу 77кВт. Штатный Шишиговский 75. Соответственно по теплопередаче схема, приведенная мной на примере УАЗа, пригодна и для ГАЗ-66. Соответственно ее эффективность будет максимальной при обеспечении высокой температуры и давления. Но следует помнить, что в случае потери давления жидкость в двигателе при подобной схеме закипает сразу же.
Morcak
Пан Инженер
Сообщения: 2237
Зарегистрирован: 02 дек 2006, 21:41
Модель: ГАЗ-66-12
Откуда: Йиглава - Чехия

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Morcak »

Когда експериментировал с термотатом измерял температуру воды за патрубком рабиятора через отверстие. И потом настроил за помощи резистора точность показателя-прибора на +80. Это не на 100% но для проверки системы хватает.
Будь готов !
Всегда готов !
Аватара пользователя
stanely steel
Новообращенный
Сообщения: 347
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 18:43
Модель: ГАЗ-66-15
Откуда: Сергиев Посад Московской обл.

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение stanely steel »

Моршак (я правильно произношу Ваше имя?), так Вы считаете можно все таки поставить 87 термостат без дополнительного циркуляционного насоса?

P.S. Сам прекрасно понимаю, что можно, но чет стремно без совета решение принимать :) Кстати, у меня стоит расширительный бачок, как говорил Павлик.
С уважением, Станислав
Аватара пользователя
kem
Новообращенный
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 16 сен 2009, 19:40
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Москва

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение kem »

ИЛЮХА писал(а):Потом поставил термостат, думал температура будет автоматически регулироваться. Но стало как-то сильно греться (летом). Действительно, "нервный" тепловой режим. Видимо, термостат сильно ухудшает циркуляцию по большому кругу. Чуть што, сразу к сотне лезет и выше при полностью открытых жалюзи (хотя по прибору на панели сложно понять, какая на самом деле температура: шкала нелинейная, есть отметка 80, потом без номера, потом сразу 120; вот без номера, это, как я понимаю, 100 градусов; двигатель 513, датчик температуры рядом с 8 цилиндром). В общем, на лето вынимаю термостат - температуру вручную регулирую. Так спокойнее.

У Вас какая-то неисправность, надо разбираться. Регулировать температуру жалюзями хлопотно.
kem писал(а):Не совсем понятно про насос.Скажите, какую цель вы преследуете?
Именно эту

С установкой дополнительной электропомпы для усиления циркуляции ОЖ по большому контуру не экспериментировал, я напротив пытаюсь повысить тепловой режим.
Так вот в кабине было весьма прохладненько и салонная печка, на мой взгляд, нагревалась недостаточно,

Это конструктивный недостаток, все страдают
мотор не добирает мощности. На четвертой передаче, некое подобие разгона наблюдается только на прямой или немного получше с горки, развить 90 км/ч - нереально

серьезной прибавки ждать не стоит, но по ощущениям раскручивается легче, меньше провалов.
Аватара пользователя
stanely steel
Новообращенный
Сообщения: 347
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 18:43
Модель: ГАЗ-66-15
Откуда: Сергиев Посад Московской обл.

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение stanely steel »

kem писал(а):С установкой дополнительной электропомпы для усиления циркуляции ОЖ по большому контуру не экспериментировал, я напротив пытаюсь повысить тепловой режим.


Так а он и не понизится. Просто улучшится эффективность охлаждающей системы в принципе. Температура будет более постоянная и равномерная, теплообмен улучшится. Тем более при выборе современного антифриза в качестве теплоносителя, а не воды. Антифриз быстрее поглощает/отдает тепловую энергию.

kem писал(а):Это конструктивный недостаток, все страдают

Так при повышении тепловой нагрузки на систему, путем установки термостата на 87, этот недостаток станет менее значимым. Я надеюсь. Вопрос в том, не станет ли этот режим вреден для двигателя, не будет ли локальных перегревов.

kem писал(а): прибавки ждать не стоит, но по ощущениям раскручивается легче, меньше провалов.

Так у меня такое ощущение, что мотору не хватает совсем чуть-чуть для нормальной езды. Может изменение теплового режима улучшит обстановку и езда на четвертой передаче станет более комфортной.
С уважением, Станислав
Morcak
Пан Инженер
Сообщения: 2237
Зарегистрирован: 02 дек 2006, 21:41
Модель: ГАЗ-66-12
Откуда: Йиглава - Чехия

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Morcak »

stanely steel писал(а):Моршак (я правильно произношу Ваше имя?), так Вы считаете можно все таки поставить 87 термостат без дополнительного циркуляционного насоса?
P.S. Сам прекрасно понимаю, что можно, но чет стремно без совета решение принимать :) Кстати, у меня стоит расширительный бачок, как говорил Павлик.


Шишига для армии, значить есть большой запас всех агрегатов. Говорят что система охлаждения плохо сделана но и так запас будет. И если следить за чистотой радиятора, каналов в головке и паука, прокладкой головки чтобы все дырки были вырезаны, проверить открывание клапана в крышке радиатора итд. можно заменить термостат на 87. И незабуд проверить если термостат работает при 87 а не при 90. Постав датчик в радиатор на 95 вместо 105 и молись чтобы двигатель выдердал :D
Я это хотел сделать уже давно но ненашёл подходящий термостат и люди пугали что машина сделана на 80. По моему самое лучшее решение будет на 85 градусов + датчик на 95 + датчик уровня в радиатор как сделал Кем и как делаю и я. Жалюзии перед радиатором и виско или електромуфту на вентиляторе. Я про виско от рендже, Кем про електро :D
Будь готов !
Всегда готов !
Morcak
Пан Инженер
Сообщения: 2237
Зарегистрирован: 02 дек 2006, 21:41
Модель: ГАЗ-66-12
Откуда: Йиглава - Чехия

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение Morcak »

stanely steel писал(а):С установкой дополнительной электропомпы для усиления циркуляции ОЖ по большому контуру не экспериментировал, я напротив пытаюсь повысить тепловой режим.

Это надо попробовать с несколько датчиками в двигатели. Всё измерить на одной трасе. Если скучаешь поекспериментируй :D

Так при повышении тепловой нагрузки на систему, путем установки термостата на 87, этот недостаток станет менее значимым. Я надеюсь.


+5 градусов при температуре 80 помогает для отопления, это проверено

Так у меня такое ощущение, что мотору не хватает совсем чуть-чуть для нормальной езды. Может изменение теплового режима улучшит обстановку и езда на четвертой передаче станет более комфортной.
[/quote]
Постав коленвал и поршневую от пазика, это помогает, при +5 градусов разницу незаметил
Будь готов !
Всегда готов !
Аватара пользователя
stanely steel
Новообращенный
Сообщения: 347
Зарегистрирован: 02 авг 2010, 18:43
Модель: ГАЗ-66-15
Откуда: Сергиев Посад Московской обл.

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение stanely steel »

Morcak писал(а):
stanely steel писал(а):Моршак (я правильно произношу Ваше имя?), так Вы считаете можно все таки поставить 87 термостат без дополнительного циркуляционного насоса?
P.S. Сам прекрасно понимаю, что можно, но чет стремно без совета решение принимать :) Кстати, у меня стоит расширительный бачок, как говорил Павлик.


Шишига для армии, значить есть большой запас всех агрегатов. Говорят что система охлаждения плохо сделана но и так запас будет. И если следить за чистотой радиятора, каналов в головке и паука, прокладкой головки чтобы все дырки были вырезаны, проверить открывание клапана в крышке радиатора итд. можно заменить термостат на 87. И незабуд проверить если термостат работает при 87 а не при 90. Постав датчик в радиатор на 95 вместо 105 и молись чтобы двигатель выдердал :D
Я это хотел сделать уже давно но ненашёл подходящий термостат и люди пугали что машина сделана на 80. По моему самое лучшее решение будет на 85 градусов + датчик на 95 + датчик уровня в радиатор как сделал Кем и как делаю и я. Жалюзии перед радиатором и виско или електромуфту на вентиляторе. Я про виско от рендже, Кем про електро :D

Датчик уровня - хорошее дело, надо заняться.
От чего подходит датчик перегрева на 95 гр?
Вискомуфту хочу поставить от Газона нового образца. Где то на форуме слышал, что они есть вместе с модернизированной помпой.

Morcak писал(а):Это надо попробовать с несколько датчиками в двигатели. Всё измерить на одной трасе. Если скучаешь поекспериментируй :D

Да не дает наша жизнь скучать. Времени нет. Просто нет :D Но как нибудь попробовать можно.


+5 градусов при температуре 80 помогает для отопления, это проверено

Так у Вас стоит уже не родной термостат?


Morcak писал(а):Постав коленвал и поршневую от пазика, это помогает, при +5 градусов разницу незаметил

Так мотор только после капиталки. При следующем более-менее серьезном ремонте конечно же поставлю о ПАЗа. Донор уже лежит у меня.
С уважением, Станислав
Аватара пользователя
kem
Новообращенный
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 16 сен 2009, 19:40
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Москва

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение kem »

У меня был родной термостат с запаянным винтом. За помощи паялной лампи и воздушного пистолета сделал регулируемым. Настроил на 85, больше неудалось

Как крайний вариант, вывертывая шток ты уменьшаешь проходное сечение при полном открытии.
Старые отечественные термостаты не позволяют держать стабильную температуру ОЖ зимой из-за раннего включения

Температура начала открытия не влияет на стабильность теплового режима, а влияет на его тепловой режим
неплотного закрытия тарелки клапана

Это конечно плохо, но есть ещё один недостаток, обусловленный конструкцией-это возухоотводящее отверстие в термостате диаметром 3мм. Оно неплохо участвует в циркуляции ОЖ по большому кругу при закрытом термостате.Не слушайте конструкторов, заверяющих в обратном и никакой клапан в этом отверстии не спасает.
Современные термостаты значительно совершеннее, поскольку в их термоэлементе другое вещество

Вещество действительно новое и оно влияет на скорость открытия клапана, конструктивные размеры остались прежние.
Для того, что бы это кипение не начиналось раньше, чем режим становится действительно аварийным, в системе должно поддерживаться повышенное давление. Стандартная пробка в радиаторе такого давления не обеспечивает, предел ее срабатывания 0,1 кгс/см. Поэтому в системе с рабочей температурой более 80 градусов необходимо иметь расширительный бачек от любого современного автомобиля с пробкой рассчитанной на 0,3 кгс/см, подходящий по объему и компоновке.

Температура открывания пароотводящего клапана указана на пробке, во всяком случае у ШААЗа.
Встречалась от 0.4 до 0.65 кг/см. В это случае расширительный бачок может быть с простым резиновым клапаном. Бачки с пароотводящими клапанами используются в системах с радиаторами без пробок.
Мне встречались пробки радиатора с одним , а не двумя клапанами, без маркировки давления срабатывания, может они для воды.
Посмотрел, кстати, данные по теплопередаче и выяснил, что современный Газелевский радиатор ШААЗ, изготовленный по технологии Cuprobase, скидывает в атмосферу 77кВт. Штатный Шишиговский 75. Соответственно по теплопередаче схема, приведенная мной на примере УАЗа, пригодна и для ГАЗ-66. Соответственно ее эффективность будет максимальной при обеспечении высокой температуры и давления. Но следует помнить, что в случае потери давления жидкость в двигателе при подобной схеме закипает сразу же.

Технология называется: "Cuprobraze",радиаторы изготавливаются из меди, от слова "купрум", на фотке алюминиевый радиатор с пластиковыми бачками. У алюминия теплопроводность меньше, но производители клянутся, что теплоотдача сопоставима с медными. В любом случае замена медного радиатора на алюминиевый может быть оправдана только экономическими соображениями. Алюминиевые имеют срок службы всего 5 лет , практически не ремонтопригодны, особенно в полевых условиях. В случае с фотки, я предполагаю, что замена была только ради удачного расположения датчика вкл. вентилятора.
так Вы считаете можно все таки поставить 87 термостат без дополнительного циркуляционного насоса?

Вопрос хоть и не мне, но обращу ваше внимание, что термостат поднимает температуру малого контура, а помпой вы хотите прокачивать большой
Аватара пользователя
kem
Новообращенный
Сообщения: 354
Зарегистрирован: 16 сен 2009, 19:40
Модель: ГАЗ-66-01
Откуда: Москва

Re: модернизация системы охлаждения

Сообщение kem »

Постав датчик в радиатор на 95 вместо 105 и молись чтобы двигатель выдерда

ТМ-104 срабатывает при 95 градусах, в инструкции пишут 104-109 :x
Вискомуфту хочу поставить от Газона нового образца. Где то на форуме слышал, что они есть вместе с модернизированной помпой.

Газ-3307 Евро-2(или 3 :lol: )
Ответить

Вернуться в «Система охлаждения»